Вы удивитесь, узнав, что в кубизме совсем нет кубов? Что футуризм оказался ретроградным, а дадаизм крайне популярен и сегодня, вот только ушел далеко за пределы художественных галерей? В этом цикле разбираем искусство ХХ века — когда оно впервые стало интеллектуальным, а не просто декоративным.
На лекции мы проследим изменения в скульптуре ХХ века – весь путь от кубизма к абстракции.
Мы начнем это исследование с работ Огюста Родена. Того, кто изменил представление о форме также радикально, как Клод Моне о цвете. Откроем для себя новую эстетику Аристида Майоля и Антуана Бурделя, познакомимся с Генри Муром — художником, который соизмерял свои произведения с природными ландшафтами. Его монументальные женские фигуры – физическое воплощение природных сил.
Разберем творчество Александра Колдера – скульпторы-изобретателя, тем, с кого начинается кинетическая скульптура. Его скульптуры-механизмы уже стали классикой современного искусства, но когда-то его открытия были столь же радикальны, как изобретения Леонардо да Винчи. Затем перейдем к абстрактным скульптурным формам Наума Габо, с которыми он работает как с отражением идей нового времени.
Поговорим про тенденции развития скульптуры в современном мире и послушаем про скульпторов, работы которых представлены в Алматы – например про Ника Фиддиана-Грина: его «Спокойная вода» — расположена в Esentai Square.
«Парижская школа» — уникальное явление в искусстве: это и место, и время, и люди. В начале ХХ века в Городе Света одновременно собрались все молодые и талантливые художники из самых разных стран. Пабло Пикассо — из Испании, Амедео Модильяни — из Италии, Марк Шагал и Хаим Сутин — из России. Они были юны, полны энергии и свежих идей. Париж, с его великолепным культурным разнообразием, стал для каждого из них вдохновением и площадкой для реализации.
И несмотря на то, что эти художники очень разные, каждый со своим узнаваемым почерком, темпераментом, представлениями о месте живописца в мире, их всех объединила внутренняя свобода и даже бесстрашие, мечты о будущем и желание изменить реальность.
Каждый из этих художников чувствовал приближение Нового Века как времени, которое изменит мир и верил в реализацию самых невероятных фантазий человечества.
Революции и политические реформы, мировые войны и научные открытия привели к полной смене культурных парадигм в XX веке. Этот век был полон контрастов и два великих художника – Анри Матисс и Пабло Пикассо – очень по-разному воспринимали и изображали его.
Формы и линии Пикассо, экспрессия цвета и чувств Матисса зададут основные векторы развития искусства ХХ века. На лекции мы увидим трагичность и драматизм у Пикассо и радость жизни у Матисса.
На лекции мы встретимся также с творчеством художников-кубистов: Жоржа Брака, Робера и Сони Делоне, Омеде Озанфана, Фернана Леже, а также с художниками-фовистами: Морисом Вламинком, Андре Дереном, Альбером Марке.
Основные направления искусства XX века
Экспрессионисты, футуризм и метафизическая живопись
В ХХ веке радикально меняется не только философская и научная картина мира, но и скорость жизни человека. И художники реагируют на такие изменения.
На лекции мы познакомимся с экспериментами художников-футуристов, которые идеализировали и поэтизировали научно-технический прогресс, изобретали новые образы будущего и новые способы изображать время.
Мы узнаем, почему родиной этого радикального направления живописи стала Италия и проследим, как именно там возникает антипод футуризма – метафизическая живопись.
Мы поговорим про экспрессионизм в живописи ХХ века, про его внимание к внутреннему миру человека страдающего, трагически переживающего предельный душевный надлом.
Познакомимся с работами Эрнста Людвига Кирхнера, Эмиля Нольде, Кеса Ван Донгена, Макса Пехштейна, Карла Шмидт-Ротлуфа, Карло Карра, Джакомо Бала, Джино Северини, тремя Джорджами: де Кирико, Моранди и де Кунинга, а также Эгона Шиле и Макса Бекмана.
Дадаизм и сюрреализм: реакция на абсурд реальности
Дадаизм как контркультура, как антикультура, как реакция на абсурд реальности и предпосылка сюрреализма. Сюрреализм как чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить устно, письменно или другим способом реальное функционирование мысли. Это диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений.
На лекции мы будем говорить о самых загадочных и странных явлениях художественной жизни ХХ века: • узнаем, почему дадаисты презирали и смеялись над безумием окружающего мира, дразнили его и провоцировали,
• как Тристан Тцара, Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа, Ханс Арп и Курт Швиттерс стали предшественниками мультимедийного искусства, джанк-скульптуры и поп-арта
• увидим самых ярких художников-сюрреалистов: Макса Эрнста, Рене Магритта, Ива Танги, Андре Масонна и Сальвадора Дали
Реализм, как и реальность, для каждого своя. На примерах самых известных художников конца ХХ века мы с Вами увидим, на сколько:
Эндрю Уайет в своих работах создает мир мистики и меланхолии;
Эдвард Хоппер рассуждает об одиночестве человека, живущего в большом городе, противопоставляя таким образом полноту кажущуюся и действительную;
Гелий Коржев через портреты раскрывает психологию индивидуумов. Его работы излучают неподдельную чувствительность и эмоциональную открытость;
Произведения Рокуэлла Кента отображают американскую культуру и образ жизни, а также представляют ярких персонажей и сцены из повседневной жизни.
СПИКЕР Ольга Батурина
профессор искусствоведения
Рассказывает материал в формате сторителлинга, избегая сухих деталей и часто захватывая релевантные темы (музыку, дизайн и др.).
Как все устроено?
1
Расписание
Срок действия абонемента: с 25 февраля по 1 апреля. Лекции проходят по субботам с 10:30 - 12:30. После лекции можно обсудить тему со Спикером.
2
Покупка
Оплатить абонемент можно картой любого банка или Kaspi. Для входа на лекции достаточно показать просто чек. Абонемент дает скидку от разовых посещений.
3
Страховка
Пропускаете лекцию? Можно перенести билет на другую дату или посмотреть on-line.
4
Бонус
После лекции можно будет скачать презентацию в PDF для самостоятельного изучения.
SmArt Point — ул. Байзакова, 280
ЛОКАЦИЯ
‣ свободная рассадка ‣ большой экран, хороший звук ‣ есть кафе, гардероб и парковка