Впервые я с этим делом лицом к лицу столкнулась в Московском Гараже, он тогда проводил выставку Луиз Буржуа. Кроме “Мамы”, раскинувшейся у входа, внутри ожидались какие-то “Клетки”. Подруга уже на “Разрушении отца” сказала, что ей физически плохо и она лучше пойдет подышит летним воздухом и посидит где-нибудь подальше отсюда с кофе, вернется в свое стабильное состояние. Любопытство же понесло меня дальше: во-первых, прочь от мальчика-гида, который что-то бормотал под нос про высокое и вечно-актуально-современное, во-вторых, сам Гараж как абсолютно новый формат городского пространства (да, был 2015 и он работал уже довольно долго, но в Алмате мы про него только-только узнавали) меня интересовал значительно больше, чем собственно выставка. Ну паучиха. Ну комната с грибами из пены с пещерной подсветкой. Такое себе. Это точно искусство? Вы прям уверенны?
Лестничные пролеты, парящие между этажами (во время реконструкции снесли лишние стены — все, как я теперь люблю, но тогда это было очень странно), вывели на солнечный свет витражных окон. Аккуратно обогнув стайку школьной группы (что они вообще там делали?), я, приличия ради, все таки приблизилась к “Клеткам”. Ох, как зря (нет!) я это сделала. Я увидела груду старого, покрытого липкой пылью и пахнущего хлама, заваленного за сеткой-решеткой, которая одновременно сдерживала свое содержимое и мешала его разглядеть. Плюс ужасная подсветка, из-за которой видно было только фрагменты, никогда не всю картинку сразу. Я побродила еще какое-то время и уже думала уходить, как почему-то замешкалась около одной из инсталляций и, незаметно, погрузилась в свои какие-то мысли. И тут я на самом деле всё увидела и меня накрыло. Когда я поняла, на что на самом деле смотрю, уже было невозможно остановиться: клетки просто засасывали во внутрь себя, как в пучину, как в зыбучий песок, и я просто проваливалась по-очередно в каждую из них, без малейшей надежды на спасение. Это были извлеченные из подсознания и законсервированные воспоминания ребенка с максимально непростым детством, который был заперт в своей комнате, в своем мирке, без малейшей надежды на спасение — и вот я тут, чувствую ровно всё тоже самое, потому что ребенок вырос и нашел способ поделиться своей историей с миром. Помните, у Бэллы с Эдвардом была дочка, которая умела передавать мысли через прикосновение? Я думаю, способ Луиз Буржуа сработал намного более красочно. Только краски были темные, густые, затхлые.
Не знаю, как это ощущение передать на лекции через фотографии на слайдах. Ну, только если теорию и общую концепцию — хотя вряд ли это что-то даст, на некоторые вещи нужно обязательно смотреть в живую.
Зато вчера наткнулась на более легкую трактовку того, что такое перформанс — не обязательно ведь всему постмодерну быть зловещим и душераздирающим, аминь. Вот тут выложила для Вас видео Jay-Z, он там все оч популярно рассказывает и показывает — Марина Абрамович тоже есть в кадре, и скорее всего где-то в титрах как идейный вдохновитель.