Как Гентский алтарь убедил весь мир переключиться на масло? В рубрике Искусство как Актив с Forte Bank рассказываем о первой масштабной картине, написанной масляными красками и получившей международное признание.
Гентский алтарь, или «Поклонение агнцу», созданный братьями Хубертом и Яном ван Эйками в 1432 году, является не просто шедевром искусства, но и важной вехой в истории живописи. Влияние этого произведения на развитие искусства невозможно переоценить: после его создания весь мир переключился на использование масла в живописи.
Почему это произошло и что это дало миру?
Гентский алтарь состоит из 12 панелей, из которых 8 являются подвижными. В закрытом состоянии алтарь показывает сцены Благовещения, Пророков и Сивилл, а в открытом виде — центральную композицию с поклонением мистическому агнцу, символизирующему жертвенного Христа. Открытые панели алтаря также изображают сцены из Нового Завета, фигуры святых и ангелов, а также заказчиков работы — Иоса Вейдта и его жены Елизаветы Борлют.
Центральная часть алтаря, «Поклонение агнцу», является наиболее выдающейся и символически насыщенной. В центре сцены изображен агнец на алтаре, символизирующий Иисуса Христа, окруженный ангелами, святыми и фигурами старозаветных пророков. Внизу расположены сцены, изображающие источники жизни и четыре реки Рая, что символизирует излияние благодати на землю.
Гентский алтарь стал революцией в искусстве благодаря использованию масляных красок. В отличие от темперы, масло позволило добиться более глубокой цветопередачи, деталей и реализма. Масляные краски дали художникам возможность работать с прозрачными слоями, что добавляло картине объем и свечение. Именно благодаря этой технике ван Эйки смогли достичь невероятной для того времени детализации и реализма.
Гентский алтарь оказал огромное влияние на художников своего времени и будущих поколений. До создания этого произведения основным материалом для живописи была темпера. Однако успех и техническое совершенство Гентского алтаря показали преимущества масла, что привело к широкому распространению этой техники по всей Европе.
Леонардо да Винчи активно использовал масляные краски в своих работах и даже разработал новую технику — сфумато. Это художественная техника мягких переходов между цветами и тонами, которая создаёт эффект плавного смешения без четких контуров. Она особенно известна благодаря применению в портрете «Мона Лиза», где тонкие градации света и тени создают иллюзию объёма и реализма.
Альбрехт Дюрер — немецкий художник, вдохновленный техникой Яна ван Эйка, также начал использовать масло, что позволило ему достичь высокой степени детализации в своих работах.
Питер Пауль Рубенс — фламандский барочный художник, известный своим мастерством в использовании масляных красок. Его работы отличались сложными композициями, живостью форм и богатством цветов, это стало возможным благодаря виртуозному владению техникой масляной живописи.