Автор текста: Томирис Баймуратова
Почему Дега любил рисовать балерин?
На самом деле, Эдгар Дега любил изображать не столько самих балерин, сколько их движения — да и вообще его в основном интересовала пластика, изгибы, жесты — и в самых нестандартных вариантах.
Балерины на его картинах пойманы в абсолютно неподходящие моменты: обычно в репетиционных залах или за кулисами, и крайне редко на самой сцене, но даже там они все равно застывшие не в великолепии, а в каких-то неловких позах.
Моющиеся женщины, гладильщица, увлеченная своей работой, наездники, вцепившиеся в поводья – вот еще пункты в любимой программе Дега. И везде движение, движение — напряженное, суровое.
В этих движениях сама жизнь — и Дега стремился передать ее такой, какая она есть. Поэтому и славился при жизни тем, что вновь и вновь перерисовывал свои работы.
Дега родился в Париже в буржуазной семье. И хотя отец прочил ему карьеру юриста, Эдгар эти надежды ничем не подкреплял — куда больше его привлекала живопись. А чтобы окончательно распрощаться с отцовским видением своего будущего, он изменил фамилию с аристократической де Га на Дега.
В 20 лет Дега начал брать уроки у известного в свое время художника Ламота, который, в свою очередь, был учеником Энгра. Почитатель Моне, Ренуара и Писсарро — Дега, как и любой импрессионист, в своих работах старался выйти за рамки академических шаблонов. Но что интересно — не разделял любви импрессионистов к рисованию с натуры. Он придерживался кредо: «Наблюдай, не рисуя. И рисуй, не наблюдая».
Сейчас работы Дега есть в музеях по всему миру. В Эрмитаже в Санкт-Петербурге, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Но все же большая их часть осталась в Париже — несколько в Лувре и значительная часть в Орсе. Там же и шедевры: «Дамы на родниках», «Танцовщицы», «Ванная».