Автор текста: Томирис Баймуратова
В Астане 30 июля состоится открытая дискуссия о Cовременном искусстве в Казахстане. Профессор искусствоведения Ольга Батурина и казахстанские художники Бейбит Асемкул и Алмас Оракбай обсудят темы, которые позволят гостям мероприятия раскрыть для себя современное казахстанское искусство по-новому — а также задать интересующие их вопросы и высказать свое мнение.
Современное искусство — очень обширное, пластичное и гибкое в своей сути. Оно способно не только отражать окружающий мир, но и входить с ним в глубокий контакт, а также бросать вызов устоявшимся предположениям и взглядам с помощью креативных решений. Современные художники исследуют все уголки социума, «прощупывая» и бережно препарирую актуальные общественные проблемы. То, каким образом формировалось пространство современного искусство в Казахстане, легче всего проследить, оглянувшись в прошлое.
«Зарождению в Казахстане современного искусства способствовало появление в конце 1990 Центра современного искусства, просуществовавшего до 2010 года. Художники, которые в те годы получили признание благодаря его деятельности, до сих пор успешно создают свои работы», говорит профессор искусствоведения Ольга Батурина.
Если углубиться чуть дальше в историю, то можно увидеть, что в советский период живопись — как и искусство в целом — принимала форму культурного продукта, который направлялся на просвещение масс и поддержку идеологического мировоззрения.
А в постсоветское время казахстанские художники уже старались утвердить национальную идентичность в искусстве. Если говорить словами Шаймардана Сариева, «картины в это время начали писаться по-казахски». Примером может служить художественное течение, известное как «номадический романтизм», которое изображает красочные пейзажи, степь, идеализированные юрты и кочевников.
А в постсоветское время казахстанские художники уже старались утвердить национальную идентичность в искусстве. Если говорить словами Шаймардана Сариева, «картины в это время начали писаться по-казахски». Примером может служить художественное течение, известное как «номадический романтизм», которое изображает красочные пейзажи, степь, идеализированные юрты и кочевников.
Современное искусство, как реакция на традиционное, начало развиваться только в конце 1980х - начале 1990х. Художники начали экспериментировать со средой и формой, нарушать правила традиционной реалистической живописи, ломать привычные сюжеты, поднимать новые вопросы и проблемы. И выходить за рамки правил натуралистической масляной живописи. Благодаря экспериментам и практике, казахстанские художники в 1990-х годах открыли сами для себя и развили современное искусство.
Яркими представителями казахстанских живописцев уже нашего с Вами времени можно назвать Алмаса Оракбая и Бейбита Асемкула. Оба художника с детства знали, чем хотят заниматься в жизни и получили одобрение и поддержку своих близких.
Бейбит Асемкул рисовал с 3 лет и всегда находил время для любимого занятия, при этом постоянно помогая родным по дому. Он считает, что любовь к искусству передалась ему от отца, который в молодости тоже любил рисовать. Бейбит часто натыкался в семейных альбомах на его рисунки и наброски. Только вот отцу не удалось поступить в художественную академию из-за запрета родителя и большой ответственности перед младшими в семье. А Бейбит, окончив Колледж искусств и дизайна имени Абылхана Кастеева, теперь преподает в колледже Национального университета искусств КазНУИ, попутно занимаясь коммерческими проектами. Он часто выходит на публику, дает интервью, проводит мастер-классы по изобразительному искусству и старается широко освещать свое творчество.
«Я считаю, что художнику обязательно нужно тянуться к известности и публичности», говорит Бейбит Асемкул.
Существует мнение, что творец должен абстрагироваться от реальной жизни, чтобы сотворить что-то по-настоящему важное и нужное. Но Бейбит Асемкул не согласен с этим и считает, что творец, который не коммуницирует с миром, не любит выходить на публику и не занимается активно своим продвижением, обрекает свое творчество на неизвестность. По словам Бейбита, современные реалии показывают, что такого рода не-публичность плохо сказывается на деятельности художников.
С подобной долей скепсиса Бейбит Асемкул относится не только к целесообразности абстрагирования и творческого отшельничества, но и к вдохновению. Художник признается, что предпочитает ненадежным приливам вдохновения планомерность и продуктивность.
«Вдохновение работает у каждого художника по-разному. Я предпочитаю его не ждать», говорит Бейбит Асемкул.
Он считает, что когда человек искусства работает планомерно и умеет себя дисциплинировать — это очень хорошо сказывается на его творчестве. Планы, цели и концепция — это те нерушимые вещи, которые не позволяют художнику блуждать — как на холсте, так и во всей его созидательной деятельности. Бейбит Асемкул считает, что творить в моменте — это хорошо. Но планомерную и продуктивную работу он ставит превыше работы по наитию.
А не проваливаться в состояние выгорания Бейбиту помогает сотворчество и качественное проведение времени среди единомышленников. Любая планомерная и упорная творческая работа может привести к упадку сил. И художник старается этого состояния избежать.
«Надо выходить [на улицу, к людям], а не все время сидеть в мастерской и пахать. Так можно и с ума сойти», признается художник.
С 2011 года он состоит в творческом коллективе Adyr Aspan, в который входят также Наталья Лигай, Алия Канибекова, Женис Молдабеков и Гульмарал Татибаева. На протяжении 12 лет коллектив знакомит неравнодушных людей со своим совместным творчеством как в стране, так и за ее пределами. В этом году художники представили в Астане «итог своего многолетнего сотрудничества»: провели одноименную выставку, которая создавалась вокруг образа степи.
Степь на выставке представлена местом, где формировалась среда природного, стихийного и исторического сотворчества: стечение разных мировоззрений и языков, обмен товарами и идеями, прощупывание почвы для создания мостиков между разными культурами, порождение новых связей. Образ степной жизни прощупывается не только в нарративах выставки, но и в отношениях самого коллектива как группы людей, стремящихся к сотворчеству и обмену идеями.
В работах самого Бейбита Асемкула тоже часто прослеживается образ единения. Те же картины «Сёстры» и «Братья» из серии Инфинити, где сиблинги накрыты простыней. Ткань здесь несёт в себе не только смысл объединения. Она заключает в себе образ матери, которая воспитывает, направляет и сближает.
У 38-летнего живописца Алмаса Оракбая, который тоже является приглашенным гостем на предстоящем Public Talk, есть свои любимые мотивы и образы. В его работах довольно часто встречаются старцы. Они - источники мудрости, жизненного опыта, истории, меняющегося и уходящего времени. Это мудрецы. И они является своего рода аллегорией времени, которое уносит прошлое в будущее. Старцы в работах художника служат напоминанием о прошлом, о предках, о корнях. Они несут в себе историю культуры и нации. На этот образ художника вдохновила его 90-летняя бабушка.
Алмас Оракбай любит играть с образами в своих картинах. И куда больше благоволит символическим сюжетам и красоте внутренних процессов, нежели реалистическим композициям. Он с ранних лет знал, чем хочет заниматься, и родители всеми силами старались поддержать его на этом пути, направить, развить любовь к искусству. Что касается сюжетов его работ, то художник признается, что достаточно поздно нашел свои темы. Только после окончания магистратуры он начал серьезно задумываться, о чем же он на самом деле хочет писать. Что вдохновляет его, зажигает в нем искру и желание творить?
«Было состояние неопределенности. В каком направлении двигаться? Что мне интересно?», рассказывает художник.
Но всем этим метаниям пришел конец после того, как он закончил свою первую работу к персональной выставке. Пришла ясность и понимание куда двигаться дальше. Но это, конечно, не отменяет художественных поисков и желания искать новые решения.
«Для меня, в идеале, любимая работа — та, в которой удалось передать задуманное и удалось попробовать что-то новое для себя, в композиционном решении, техническом мастерстве», говорит художник.
Он стремится к тому, чтобы каждая новая его работа была немного непохожа на предыдущую. Его интересует человеческая природа и ценности общества, а также как на них влияет происходящее вокруг. Он исследует то, как социальные события, история и культура влияют на наше мировоззрение. Но в то же время, художник не ставит перед собой задачу комментировать и освещать насущные проблемы.
«Безусловно, происходящее у человека внутри является реакцией на внешние события и каждая написанная картина — это отражение культуры и времени. Но меня больше интересуют человеческие внутренние мотивы и их взаимодействие с окружающим миром» — говорит Алмас.
Познакомиться с художниками Алмасом Оракбаем и Бейбитом Асемкулом поближе, узнать больше об их творчестве и взглядах на современное искусство Вы сможете 30 июля на Public Talk в Астане. Дискуссия будет проходить в пространстве Pygmallion в Talan Gallery, начало в 15:30.
Приобрести билеты на мероприятие можно на сайте