Автор текста: Томирис Баймуратова
Горы впечатались в казахстанское искусство, укоренились в нем глубоко и надежно, продолжая вдохновлять творцов своим величием, своей несгибаемостью и обилием философских вопросов, которыми непременно задается каждый, кто когда-либо забирался на вершину. 19 августа в Доме на Барибаева состоялось открытие выставки «Алматинский пик». Выставка посвящена истории Казахстанского альпинизма. На этой недели все желающие могут послушать лекции, ознакомиться с фотографиями восхождений альпинистов и инсталляцией Дарьи Шабаш, а также насладиться юмористическим перформансом с участием Айсулу Азимбаевой — с которой мы смогли поговорить сразу после ее выступления в день открытия.
«Чем мне нравится сегодняшняя выставка — так это тем, что она рассказывает историю первооткрывателей» — Айсулу Азимбаева о выставке «Алматинский Пик».
«Знаковыми для алматинского альпинизма стали восхождения 1939 года, когда 17 июля на Алматинский пик, в будущем пик Комсомола, поднялись алматинцы Григорий Белоглазов и Владимир Горбунов, а также и москвич Иван Мысовский. Через месяц по западному гребню взошли Василий Семеновский с Григорием Белоглазовым. С этих восхождений ведется отсчет истории Казахстанского альпинизма» — эту фразу можно найти на инсталляции Дарьи Шабаш. У стены вырисовывается картонная громадина Алматинского Пика. На ней — лоскутки обрывочных воспоминаний и фотографии альпинистов — застывшие, пойманные в ловушку времени лица глядят сквозь пространство и заснеженные вершины.
Рядом на полу сиротливо лежат ботинки. Лежат не просто так. Ждут. Кому впору? Кто отважится? Кто завяжет шнурки? Решится прощупать свои границы и не побоится признать свою уязвимость перед природой?
Выставка предоставляет возможность примерить ботинки, но при этом остаться внизу, на устойчивой земле. Рассмотреть тянущиеся к самым облакам горные вершины, но не бросать им вызов. В безопасности изучить летопись казахстанского альпинизма, прикоснуться к истории и проникнуться духом гор.
Помимо фотографий восхождений казахстанцев, которые датируются 1995 годом и позднее, на выставке представлены книги, исторические документы, карты Заилийского Алатау, минералы и различные предметы экипировки альпинистов. На потолке собрана желтая палатка - своеобразный рубеж. Напоминание о том, что как бы близко мы не находились от мира вечных снегов и нечеловеческих усилий, для большинства он все еще остаётся где-то за гранью. Одновременно близкий, но абсолютно недоступный, если только вы не орел или сам ветер
Также когда-то восхождения прочувствовал Сарым Кудерин, трагически погибший при восхождении на Чатын. Сарым Кудерин жил поэзией и писал стихи. По мотивам его поэмы «Где в горах орлы да ветер» на открытии выставки состоялось комедийное представление с участием Айсулу Азимбаевой, Мирзоев Мирзо, Арсланам Жунусовым и Вадимом Викторовичем.
«Мы решили сделать сценку, которая понравилась бы и нам, и зрителям. Мы показали, как одеваются альпинисты. Как они используют свои веревки. Как это страшно, что им приходится сталкиваться со смертью в горах. Со всем уважением к поэзии, к Сарыму Кудерину, мы получили наслаждение и многим показали, каково это — быть альпинистом. Хотя бы здесь. Где тепло, жарко. На земле. И в безопасности», говорит артистка театра и кино Айсулу Азимбаева.
Представление вышло познавательным, очаровательным и забавным. Камень и альпинист готовятся к восхождению и устраивают перепалки под аккомпанемент на баяне. Альпинист взваливает на спину тяжеленный рюкзак и неуклюже знакомит зрителя с предметами экипировки.
А потом появляется смерть и начинает тянуть свои загребущие руки к горлу альпиниста. Вот она ползет по каменистым выступам проворной змеей: шипит, скалится, завывает… И вот уже шутки оборачиваются тяжелыми валунами, которые скатываются с утеса. А музыка становится беспокойной, суетливой, тревожной. Она наваливается на плечи неподъемным грузом и сталкивает смерть и альпиниста лицом к лицу. Вот смерть совсем близко. Она обвилась вокруг шеи и раскрыла свою пасть.
Любые горы отбрасывают тень. Любые горы таят за собой смерть. Альпинизм и опасность ходят рука об руку — отдаляются, сближаются, но никогда не выпускают друг друга из виду.
Об этом говорит и Айсулу Азимбаева, которая какое-то время тоже увлекалась альпинизмом. Она покорила Эльбрус, Казбек, пик Советов и пик Хан-Тенгри, после восхождения на который относится к горам с настороженностью.
«Горы такие великие, что ты даже не пытаешься с ними соперничать. Они либо тебя принимают, либо нет. И зачастую, как мне кажется, наказывают тех, кто слишком крут», признается актриса.
Айсулу говорит, что горы научили ее выносливости и смирению. И многие вещи после гор ей стали уже совсем не страшными. Но в то же время она превратилась в «ужасную бояку». После Хан-Тенгри к ней пришло понимание и переосмысление, что это очень страшно и опасно.
«Нужно быть очень подготовленным. Мне, наверное, как новичку просто повезло. Потому что второй день восхождения на Хан-Тенгри был самым тяжелым трудом в моей жизни. Не только физическим, но и эмоциональным. Там вопрос идет о реальном выживании», говорит Айсулу.
Актриса после Хан-Тенгри переменилась не только в жизни, но и в творческом самовыражении. Она стала более работящей, но в то же время научилась отдыхать и понимать свое тело. Ведь «иногда не вводить себя в тяжелые испытания — это к лучшему»
Айсулу дала себе обещание не ходить по сверхсложным маршрутам и выбирать доступные варианты, которые ей подходят и достаточно безопасны.
«Я хочу заниматься этим, когда мне захочется. А не так, что я хочу кому-то что-то доказать. Или сказать, что я была на пике-семитысячнике. Это страшно»
Выставка «Алматинский пик» нравится Айсулу тем, что рассказывает о людях-первооткрывателях. О людях, которые начали учить и влюблять людей в горы. И учат людей ходить в горы безопасно.
«Есть очень много людей — мужчин и женщин, молодых и тех, кто постарше, которые ведут работу по популяризации и безопасности в горах. Которые делают нашу казахстанскую школу альпинизма чем-то особенным»
Посетить выставку и задаться вопросом «А как далеко расстилаются мои личные границы?», узнать об альпинистах-первооткрывателях побольше, рассмотреть в деталях инсталляцию Дарьи Шабаш и ощутить страх за альпиниста в постановке «Где в горах орлы и ветер» можно до 26 августа.